Содержание статьи
- 1 Евгений Игнатьевич, вы хорошо знакомы со всеми научными направлениями, которые разрабатываются в Национальном медицинском университете (ранее Киевском медицинском институте) с конца 40-х годов. Что изменилось за последние годы в жизни вуза, каких успехов достигнут?
- 2 Происходит непрерывное развитие вуза, я имею в виду рост количества факультетов, кафедр, преподавателей параллельно с повышением качества обучения студентов?
- 3 Які кафедри ви вважаєте на сьогодні найбільш розвинутими, чи можна казати про те, що всі вони працюють на майбутнє медицини?
- 4 Есть ли приоритеты в этом процессе самосовершенствования?
- 5 Евгений Игнатьевич, вы сказали о том, что наше высшее медицинское образование по своему уровню и качеству постепенно входит в мировое медицинского пространства. Но много преподавателей, которые имели возможность воочию ознакомиться с принципами преподавания за рубежом, считают, что наше образование намного качественнее и фундаментальнішою. Согласны ли вы с таким мнением?
- 6 За останні роки фахівцями університету було розроблено і видано чимало нових підручників, посібників, іншої медичної літератури. На вашу думку, чи всі ці розробки є досконалими, чи потребують перевидання підручники, створені 20-30 років тому? І взагалі, яким чином вищий навчальний заклад має поповнювати свій книжковий фонд, аби він був якісним і відповідав умовам сьогодення?
- 7 И напоследок мне хотелось бы услышать от вас, каким должен быть студент, который стремится стать настоящим профессионалом в выбранной им нелегкой работе?
- 8 Посмотри эти статьи
Март 2000 года — за вклад в развитие медицинского образования и науки Национальный медицинский университет им. 0. 0. Богомольца награжден дипломом Международного открытого рейтинга популярности «Золотая
Подготовила Эльвира Сабадаш, н. Киев
Март 2000 года — за вклад в развитие медицинского образования и науки Национальный медицинский университет им. 0. 0. Богомольца награжден дипломом Международного открытого рейтинга популярности «Золотая Фортуна».Декабрь 2000 года — получено грамоту от «Золотой Фортуны» за победу в полуфинале.Июнь 2001 года — Национальный медицинский университет признан лучшим среди высших медицинских заведений образования Украины, награда — золотая статуэтка «София Киевская».И это победы и достижения только последних лет.А позади — 160-летняя история прославленного заведения.Уже почти двадцать лет Национальный медицинский университет им. 0. 0. Богомольца неизменно возглавляет доктор медицинских наук, профессор,академик НАН, АМН и АПН Украины, РАМН, заслуженный деятель науки и техники, член многих иностранных и международных академий Евгений Игнатьевич Гончарук. Сегодня ректор НМУ им. 0. 0. Богомольца является нашим собеседником.
Евгений Игнатьевич, вы хорошо знакомы со всеми научными направлениями, которые разрабатываются в Национальном медицинском университете (ранее Киевском медицинском институте) с конца 40-х годов. Что изменилось за последние годы в жизни вуза, каких успехов достигнут?
— Национальный медицинский университет им. 0. 0. Богомольца, имея знаменитую 160-летнюю историю, сохраняет и приумножает свои лучшие традиции. Немало его воспитанников — слава и гордость науки и культуры Украины. За последнее десятилетие авторитет нашего заведения значительно вырос не только в Украине, но и в мире. Как и ранее, университет уделяет большое внимание педагогической, лечебной, воспитательной деятельности и, конечно, научно-исследовательской работе. Ведь научный потенциал университета является мощным и соответствует высокому академическому уровню.
Плодотворной творческой работе коллектива способствует исключительно профессиональный, ответственный профессорско-преподавательский состав университета, который насчитывает более 1000 человек, среди них 46 действительных членов и членов-корреспондентов Национальной, отраслевых и общественных академий наук, 37 членов зарубежных академий, 40 заслуженных деятелей науки и техники, высшей школы, народного образования, 55 лауреатов государственных и именных премий.Надо отметить, что достижения ученых университета и весомый вклад в сокровищницу мировой медицинской науки сделано благодаря применению научных технологий, разработке и внедрению новых методов диагностики и лечения, которые используются на многих кафедрах НМУ. Для поддержания научно-технического уровня научных исследований по диагностике и лечению болезней университет выделяет средства для приобретения соответствующего оборудования. Например, нами были закуплены самые современные ультразвуковые диагностические установки, мультимедийные системы, лаборатория полимеразной цепной реакции, эндоскопическое оборудование. Научно-исследовательский лабораторный центр университета проводит исследования по разным направлениям, среди которых особое значение уделяется космической биомедицине. По лечебно-консультативной работы, то ее осуществляют 48 клинических кафедр университета на базах 120 65 отделений лечебно-профилактических учреждений. В стенах нашего заведения выдается 12 научных журналов, коллективы кафедр активно работают над созданием новых учебных программ, учебников, пособий.Министерство образования и науки Украины поручило нашим специалистам возглавить работу по разработке государственных стандартов высшего медицинского образования.
При университете плодотворно функционирует профессиональный совет из «Медицины» и «Фармации» и Центр тестирования МЗ Украины. Ученые НМУ являются активными участниками не только украинских, но и мировых форумов. Мы постоянно принимаем участие в специализированных выставках «Украина сегодня» и «Современное образование в Украине».
Кстати, 1991 года нашему университету предоставлен статус главного среди высших медицинских учреждений образования страны III-IV уровней аккредитации. Сертификатом Международной кадровой академии ЮНЕСКО он признан лучшим высшим медицинским учебным заведением Украины.
Происходит непрерывное развитие вуза, я имею в виду рост количества факультетов, кафедр, преподавателей параллельно с повышением качества обучения студентов?
— Конечно. В течение 1995-2001 годов в НМУ созданы такие новые факультеты, как медицинский в Черниговском филиале, факультет подготовки врачей для Вооруженных сил Украины, фармацевтический, медико-психологический. Сейчас, по совместному решению ученых советов Национального технического университета и нашего заведения, мы открываем медико-инженерный факультет. В дальнейшем планируется открыть факультеты подготовки медицинских сестер с высшим медицинским образованием, подготовки научно-педагогических кадров, медицинских менеджеров, а также медико-спортивный факультет.С учетом современных достижений науки и практики в университете в течение последних лет созданы кафедры клинической иммунологии и аллергологии с курсом детской иммунологии, госпитальной хирургии с курсом грудной и сосудистой хирургии, реабилитационной медицины, поликлинической подготовки и семейной медицины, медицинской информатики и компьютерных технологий.
Просто невозможно обойти вниманием Украинский медицинский лицей, который является органической составляющей нашего университета. Обязательно надо сказать и о том, что в НМУ активно действует факультет повышения квалификации, где ежегодно совершенствуют свое педагогическое мастерство свыше 2000 преподавателей высших медицинских заведений образования Украины ІІІ-ІV уровней аккредитации, а также работники НМУ. Надо отметить, что за последние пять лет 17 специалистов нашего учреждения получили звание заслуженного деятеля науки и техники Украины, а академик А. Ф. Возианов за выдающиеся научные достижения удостоен звания Героя Украины.В октябре в Запорожье на совещании ректоров высших медицинских и фармацевтических учебных заведений традиционно были подведены итоги государственного рейтинга по результатам их деятельности в 2001/2002 учебном году. И очень приятно, что в общем итоге НМУ набрал наибольшее количество баллов и вышел, как и в прошлом году, на первое место. Считаю, что это почетная победа добыта лишь благодаря значительному вкладу каждого сотрудника нашего вуза.Поэтому и открытия новых факультетов и кафедр, и профессионализм профессорско-преподавательского состава, и такого рода победы — все это «работает» на конечный результат — качество знаний наших студентов.
Які кафедри ви вважаєте на сьогодні найбільш розвинутими, чи можна казати про те, що всі вони працюють на майбутнє медицини?
— Уверенно могу сказать, что все 79 кафедр Национального медицинского университета им. 0. 0. Богомольца являются мощными коллективами, которые на высоком уровне, в соответствии с современными требованиями к высшему образованию, осуществляют учебно-методическую, научную, лечебно-профилактическую и воспитательную работу. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что 45 кафедр НМУ, то есть 57%, признаны в Украине как опорные. О чем это свидетельствует? О том, что наше высшее медицинское образование по своему уровню и качеству постепенно входит в мировое медицинского пространства.
Есть ли приоритеты в этом процессе самосовершенствования?
— Да, я бы сказал, что приоритетом является качественная подготовка семейного врача для будущей системы первичной медико-санитарной помощи. Вообще, ученые НМУ проводят упорную научно-исследовательскую работу.
Теперь, когда в результате воплощения новейших технологий и проведения исследований на молекулярно-биологическом и генетическом уровнях меняется методология науки, на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии создана современную генетическую лабораторию, которая сотрудничает с НАН Украины. На базе кафедры проводятся ценные исследования в области ентеровірусології по изучению биологических, генетических, патогенных свойств энтеровирусов, сделан важный вклад в решение проблемы ликвидации полиомиелита, что признано ВОЗ.
На кафедре урологии, благодаря внедрению новейших диагностических технологий, на ранних стадиях заболевания выявляются злокачественные опухоли мочевого пузыря, разработаны и широко внедрены малоинвазивные методы лечения урологических заболеваний. Сейчас — фактически впервые в Украине — начинают применять лазерные методы, которые разработаны учеными этой кафедры.
Крупнейшим среди хирургических клиник Украины и стран СНГ является приобретенный кафедрой факультетской хирургии № 1 опыт выполнения лапароскопических вмешательств на толстом кишечнике. Учеными кафедры совместно с Институтом электросварки НАН Украины впервые в мире была разработана современная методика хирургического электросварки тканей и органов, которая существенно улучшает результаты оперативных вмешательств.Кафедрой фармакологии исследованы новые физико-химические, квантово-химические и биохимические аспекты действия Суфану — нового кардіопротекторного и кардіотонічного средства метаболической природы как in vitro, так и in vivo, в частности, экспериментально доказана его высокую эффективность при антрацикліновій кардиомиопатии. Кафедрой кожных и венерических болезней с курсом проблем Спида организованы широкомасштабные обследования около 100 тысяч людей в разных городах Украины.Установлено высокую, около 35%, заболеваемость микозы кожи и ногтей, что негативно влияет на общее состояние организма, вызывает его десенсибилизацию и ухудшает клиническое течение соматических заболеваний. Разработаны и внедрены эффективные схемы лечения и профилактики указанной патологии.
На кафедре гистологии и эмбриологии подробно изучены реактивные изменения в спинном мозге, спинномозговых ганглиях, регенератов кожи и тканей культи конечностей в условиях действия некоторых факторов на периферические отделы нервной системы. В эксперименте установлена возможность ускорения или торможения восстановления тканей различных органов после их повреждений при применении алопластики и нейротрансмітерних систем.На кафедре медицинской и биологической физики методом фазовых переходов и синергетики впервые изучены особенности протекания процессов синаптической передачи информации на основе гипотезы о межклеточные взаимодействия в системе «медиатор-рецептор». Результаты исследования уже внедрены в учебный процесс.В свою очередь, на базе гигиенических кафедр НМУ создан мощный Научно-лабораторный гигиенический центр, основными направлениями работы которого является проведение исследований по токсиколого-гигиенической оценке веществ химического и биологического происхождения, физических и химических факторов окружающей и производственной среды, условий и характера трудового процесса с целью обоснования необходимых профилактических мероприятий и гигиенической регламентации опасных факторов.
На кафедре коммунальной гигиены и экологии человека особое внимание уделяют исследованиям, которые направлены на изучение особенностей сочетанного действия пестицидов, минеральных удобрений, солей тяжелых металлов и ионизирующего облучения на здоровье человека, поскольку эта проблема имеет большое социально-медицинское значение в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Проводятся также фундаментальные исследования, направленные на профилактику вирусных, бактериальных, кишечных инфекций путем разработки и внедрения новых современных очистных сооружений.
Размышляя над перспективой развития медицинской науки, я бы представил ее основные задачи таким образом. Это, в первую очередь, формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными болезнями; получение новых и углубление имеющихся знаний в отношении как здорового, так и больного организма человека, адаптации его к условиям окружающей среды; усовершенствование существующих методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, восстановления утраченного здоровья;разработка новых эффективных медицинских технологий, рациональных схем организации медицинской помощи населению.
Вы спросите, а что для этого нужно? Ответ будет такой. Для этого необходима концентрация научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях охраны здоровья, совершенствования технологии планирования научных исследований и внедрения их результатов в практику здравоохранения, повышения качества научной экспертизы на всех этапах инновационного цикла. Конечно, не обойтись без достаточного бюджетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований на конкурсной основе.Нужна государственная поддержка коллективов, делающих значительный вклад в развитие отечественной и мировой биомедицинской науки, а также совершенствования системы защиты прав на интеллектуальную собственность в области современной медицины.
И обязательно надо вспомнить Студенческое научное общество, которое плодотворно работает в нашем университете, объединяет более 450 студентов, которые являются активными членами научных кружков при большинстве кафедр. Молодые исследователи участвуют в разработках научных тем, проводят исследования в ведущих лабораториях НАН и АМН Украины. Об этом позаботилось руководство вуза и президенты обеих академий.
При научно-исследовательском лабораторном центре создано студенческую научную лабораторию. Имеем значительные достижения студенческой науки. Так, пятикурсница В. Кундіна удостоена премии АМН Украины за лучшую научную работу, а четверокурсник В. Короленко стал победителем городского конкурса за научные исследования в номинации «Естественные науки». Поэтому уверенно можем сказать: растет достойная смена.
Евгений Игнатьевич, вы сказали о том, что наше высшее медицинское образование по своему уровню и качеству постепенно входит в мировое медицинского пространства. Но много преподавателей, которые имели возможность воочию ознакомиться с принципами преподавания за рубежом, считают, что наше образование намного качественнее и фундаментальнішою. Согласны ли вы с таким мнением?
— В Украине современное высшее медицинское образование основывается на сочетании вековых отечественных традиций по подготовке медицинских кадров с новыми образовательными технологиями мирового уровня. Поэтому неудивительно, что диплом врача, полученный в наших высших учебных заведениях вообще и в Национальном медицинском университете в частности, не только признается в зарубежных странах, но и позволяет, после определенной процедуры, получить лицензию на право работать по специальности.Процедуры верификации и лицензирования в странах Европы и Северной Америки различные, но необходимым условием является аккредитация высшего медицинского учебного заведения Всемирной организацией здравоохранения. Национальный медицинский университет как ведущий медицинский образовательный заведение Украины зарегистрирован ВОЗ, поэтому выпускники нашего вуза имеют возможность продолжить обучение или приступить к практической деятельности за рубежом, конечно, после выполнения определенных требований. В США, скажем, к таким требованиям относится сдачи экзаменов.По этому поводу хочу рассказать, как пример, историю нашего выпускника 1980 года, гражданин Ливана Фейді Байєдін. Недавно он посетил свою alma mater с целью установления сотрудничества. Сейчас он является не только успешно практикующим врачом, но и преподавателем в США. Доктор Фейді с благодарностью вспоминал, как уже через несколько месяцев после приезда в Нью-Джерси ему удалось успешно сдать экзамен. Могу сказать, что он был приятно удивлен динамикой развития нашего стоматологического факультета и возвращался к США с убеждением о перспективности дальнейшего сотрудничества.
Надо сказать, что одним из стратегических направлений работы отдела международных связей является дальнейшая интеграция медицинской науки и образования в международное пространство. До этого инициируются и осуществляются долговременные дву – и многосторонние проекты как в области медицинской науки, так и в области подготовки кадров. Сейчас, в частности, мы рассматриваем предложения из США по обучению американских граждан на лечебном факультете.Что же касается признания дипломов зарубежных стран, то в Украине оно не происходит автоматически, а лишь, в соответствии с временным порядком признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании, после тщательного анализа и при условии, что не менее 75% предметно-ориентированных дисциплин совпадают по перечню и объему учебных часов с действующими в Украине требованиями государственных стандартов.
За останні роки фахівцями університету було розроблено і видано чимало нових підручників, посібників, іншої медичної літератури. На вашу думку, чи всі ці розробки є досконалими, чи потребують перевидання підручники, створені 20-30 років тому? І взагалі, яким чином вищий навчальний заклад має поповнювати свій книжковий фонд, аби він був якісним і відповідав умовам сьогодення?
— Действительно, с 1991 года, когда Украина стала независимым государством, возникла острая потребность в обеспечении студентов современной украиноязычной учебной литературой. На сегодня в высших медицинских учебных заведениях III-IV уровней аккредитации эта проблема в значительной степени решена. Усилиями специалистов-медиков созданы современные учебники, учебно-методические пособия по большинству дисциплин. Пока таких учебников нет с многих стоматологических дисциплин, но они уже ждут на печать в издательствах.Только преподавателями НМУ в течение последних пяти лет выдано 49 учебников и 288 учебно-методических пособий. Конечно, за этим стоит огромная и кропотливая работа. Признанием качества этой напряженной работы является государственные премии, полученные НМУ по созданию учебников.
Гарантией качества учебника или учебно-методического пособия должен быть гриф, который предоставляет МОЗ Украины или Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию МЗ Украины. Выдавать и использовать учебную литературу без грифа запрещает соответствующий документ Министерства образования и науки Украины, в котором указано: «Для обеспечения учебного процесса высококачественной учебно-методической литературой ректорам, директорам высших учебных заведений i-IV уровней аккредитации необходимо усилить контроль в отношении содержания литературы, которая издается и используется в рамках учебного заведения.В учебном процессе используются учебники и учебные пособия только с соответствующим грифом Министерства образования и науки Украины». Этого требования необходимо строго соблюдать.
Относительно учебников, созданных 20-30 лет назад, то переиздавать их, учитывая стремительное развитие науки, я считаю нецелесообразным. Созданы учебники нужно дополнять новыми данными и переиздавать каждые пять-семь лет. Но, к сожалению, сложная экономическая ситуация в государстве не позволяет это делать.Однако и Министерство охраны здоровья Украины и Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию МЗ Украины должны оперативно анализировать ситуацию с обеспечением учебниками студентов высших медицинских учебных заведений, заказывать коллективам авторов подготовку необходимых учебников и финансировать их издание за средства государства.Для того, чтобы в библиотеку учебного заведения попадала только качественная и действительно необходима для обучения студентов литература, следует обязательно учитывать мнение специалистов про то или другое издание, его содержание, соответствие учебной программе, современность, доступность излагаемого и тому подобное. И только с учетом этой мысли следует решать вопрос о приобретении издания библиотекой.В Национальном медицинском университете существует возглавляемая проректором по учебной работе комиссия, которая с учетом мнения специалистов делает вывод о целесообразности закупки заведением каждого конкретного учебника, пособия, вышедшего в Украине.
И напоследок мне хотелось бы услышать от вас, каким должен быть студент, который стремится стать настоящим профессионалом в выбранной им нелегкой работе?
— Личность студента, Его жизненные приоритеты — проблема вечная. И мы часто задумываемся, какой же он сегодня и каким должно быть в будущем? Что, например, наблюдаем мы сейчас? Черта, которая доминирует над другими, — это прагматизм. Современный студент хочет иметь мотивацию к обучению, которая приведет его к конечной цели: «Каким образом я буду материально поощрен за свой труд?» Итак, будущие врачи сосредотачивают свое внимание на таких специальностях, как стоматолог, уролог, акушер, гинеколог, хирург. В свою очередь, в зависимости от этого формируется и отношение к обучению, которое, к сожалению, несколько искаженное.Иногда слышишь такое рассуждение, стоматологу или другому узкому специалисту кроме специальных дисциплин ничего больше не нужно. Это ошибочная позиция, потому что именно наша киевская медицинская школа славилась подготовкой врачей с основательным фундаментальным мировоззрением, масштабным аналитическим видением проблем, связанных со здоровьем человека. Поэтому большинство наших студентов — это юноши и девушки, которые сознательно пришли в медицину, и стремление помочь больному органично вошло в их сознание.Поэтому воспитание в себе таких черт, как милосердие, доброта, сердечность вместе с высоким профессионализмом и является тем мерилом, к которому стремятся наши воспитанники. Их побуждают на, прямо скажем, нелегкое обучение прекрасные имена М. И. Пирогова, В. А. Караваева, а также пример учителей, с которыми они общаются каждый день и, надеюсь, гордятся.